Ранее учтенные земельные участки

Энциклопедия судебной практики. Ранее учтенные объекты недвижимости (Ст. 45 Федерального закона

Ранее учтенные земельные участки

Энциклопедия судебной практикиРанее учтенные объекты недвижимости

(Ст. 45 Закона “О государственном кадастре недвижимости”)

1. Общие принципы

1.2. Решение об отказе во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не может быть вынесено на основании статьи 27 Закона о кадастре

Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 августа 2012 г. по делу N 33-15766/2012

Судом первой инстанции учтено, что перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета установлен не статьей 45, как указано в обжалуемом решении, а статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”. Указанное в решении основание для отказа предусмотрено п. 2 ч. 2 ст.

 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Вместе с тем положения п. 2 ч. 2 ст.

 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка не могут рассматриваться правомерным основанием для отказа во внесении в кадастр сведений о земельном участке, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 16 данного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием, изменением сведений либо прекращением существования объекта недвижимости и не связан с правоотношениями по внесению в кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ФБУ “Кадастровая палата” по Краснодарскому краю об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке, вынесено необоснованно и незаконно, а данное нарушение прав ФИО, не позволяющее ей как наследнице земельного участка реализовать свои права на него, подлежит устранению.

1.3. У органов кадастрового учета отсутствует обязанность осуществлять проверку представленных на кадастровый учет сведений и документов об объекте недвижимости на соответствие землеустроительной документации и документам земельного кадастра

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2013 г. N ВАС-11451/13

Пункты 1 и 2 части 2 статьи 26, части 9 и 12 статьи 38, части 1, 2, 3 статьи 45, а также иные положения Закона о кадастре недвижимости не содержат требований, которые могли бы быть истолкованы как обязывающие органы кадастрового учета при осуществлении кадастровых процедур осуществлять проверку представленных на кадастровый учет сведений и документов об объекте недвижимости на соответствие землеустроительной документации и документам земельного кадастра, запрашивая их в государственном фонде.

Мнение заявителей об обязанности и возможности органов кадастрового учета самостоятельно и за государственный счет преобразовать графическое изображение границ ранее учтенных земельных участков в описание этих границ в виде координат характерных точек не согласуется с Законом о кадастре недвижимости, Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации.

Вопреки утверждению заявителей Законом о кадастре недвижимости предусмотрено регулирование, исключающее возможность органа кадастрового учета, не обладающего правами на земельные участки, самостоятельно внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о любом, в том числе ранее учтенном земельном участке, имеющем собственника.

Часть 3 статьи 45 Закона о кадастре недвижимости не может быть истолкована в противоречии с вышеупомянутыми нормами.

Вопреки мнению заявителей, она не содержит положений, обязывающих органы кадастрового учета включить (перенести) в государственный кадастр недвижимости несуществующие сведения о границах ранее учтенных земельных участков в виде отсутствующих в графических изображениях координат характерных точек.

2. Ранее учтенный объект недвижимости как объект права

2.1. Отсутствие в ГКН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка не означает отсутствие такого земельного участка как объекта недвижимости

Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2013 г. N АКПИ13-878

Оспариваемое заявителем нормативное предписание, предусматривающее внесение в Форму кадастрового плана записи “Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства” при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, основано на приведенных законоположениях и не противоречит действующему федеральному законодательству.

Доводы заявителя о том, что оспариваемая запись, имеющаяся в кадастровом паспорте земельного участка, не позволяет расценить такой земельный участок в качестве объекта гражданско-правовых отношений, необоснованны.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не означает отсутствие такого земельного участка как объекта недвижимости, юридическим моментом возникновения которого является постановка его на кадастровый учет.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2015 г. N Ф08-5715/15 по делу N А32-32146/2014

Источник: https://base.garant.ru/57592332/

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Ранее учтенные земельные участки

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

В чем суть процедуры постановки на кадастр в отношении ранее учтенных наделов, вы узнаете из этой статьи.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

В таком случае собственнику надо знать, как поставить на учет ранее учтенную землю. Именно об этом читайте далее подробно.

Постановка на учет: порядок действий

Для начала не помешает определиться с перечнем документов, которое нужно будет подать в регистрирующий орган – Росреестр. Именно он уполномочен совершать различные регистрационные действия с недвижимостью, будь то регистрация права собственности или постановка на кадастровый учет земельного надела.

Без этих документов заявление о постановке на учет у заинтересованного лица не примут:

  • для физлица – паспорт гражданина РФ;
  • для юрлица – учредительные документы (Устав, свидетельства ИНН и ОГРН, документ о назначении директора);
  • если собственник участка – несовершеннолетний, то согласие от органа опеки и попечительства на проведение учета;
  • если документы подает или подписывает представитель, то нотариальная доверенность на него.

Далее, заявителю нужно подготовить следующие бумаги:

  • заявление, заполненное по установленному образцу;
  • свидетельства о праве собственности на участок или другой правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи, мены, свидетельство о наследстве и др.);
  • межевого плана (с подписанным актом согласования границ) – добровольное право заявителя в его представлении;
  • документа разрешения земельного спора, если таковой возник при согласовании границ;
  • чек в подтверждение оплаты госпошлины.

Все вышеперечисленные документы, кроме самого заявления, подаются в нотариально заверенных копиях.

Порядок рассмотрения, сроки и стоимость

  1. Сначала нужно прийти в отделение Росреестра, обратиться к специалисту и подать вышеназванные документы.
  2. После подачи, если весь пакет был предоставлен заявителем, специалист выдает расписку о том, что документы приняты. В ней также указана дата, когда лицу нужно подойти за результатом рассмотрения.

    Одновременно с этим, межевому плану присваивается идентификационный номер.

  3. Во время рассмотрения заявления, Росреестр запрашивает в других госорганах копии документа о категории земель и разрешения на использование надела. На данное действие отводится 5 рабочих дней.

  4. В результате рассмотрения заявления принимается решение о постановке на учет ранее учтенной земли.

После прохождения всей процедуры на руки лицу, подавшему заявление, выдается кадастровый паспорт земельного участка – доказательство факта постановки на учет в ЕГРН.

Для того чтобы Росреестр выдал этот документ, гражданин или юрлицо должны предъявить специалисту паспорт (или доверенность/документ на директора) и расписку.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о постановке на учет составляет 10 рабочих дней.

За что нужно будет заплатить владельцу ранее учтенного участка?

  • Госпошлина за постановку на учет в кадастре для юрлиц – 600 руб. и выдачу паспорта в бумажном виде и 300 руб. – в электронном;
  • Госпошлина за те же действия для физлиц – 200 руб. и 50 руб. соответственно.
  • Оплата кадастровых работ + оформление кадастрового плана: ее размер зависит от площади участка, его местонахождения и региона, где проводятся такие работы. В среднем подобные услуги стоят от 15 тысяч рублей и более, а оказывают их частные геодезические компании.

Особенности

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.

  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/uchet-zemelnyj/ranee-uchtennogo-zemelnogo-uchastka.html

Что такое ранее учтенный земельный участок и как определить статус объекта на публичной кадастровой карте?

Ранее учтенные земельные участки

Право владения и распоряжения землёй и другими недвижимыми объектами определено в Конституции РФ. Имущество признаётся частной собственностью конкретного лица, если оно состоит на учёте в Кадастровой Палате. Согласно кадастровому учёту, земельные участки могут быть: временными, архивными, аннулированными, учтёнными, ранее учтёнными.

Ранее учтённый участок: что это значит?

Федеральный закон № 221 «О Государственном кадастре недвижимости» от 24.07. 2007 (в редакции от 28.02.2018 г) даёт определение ранее учтённого ЗУ.

Это объект, который поставлен на учёт до вступления в действие нового закона, а также в случаях регистрации прав арендатора или собственника до марта 2008 года без постановки на учёт в Кадастровой Палате.

Если в государственном кадастре отсутствует информация и документация на земельный участок, эти сведения и бумаги включают в ГКН. Это осуществляется при обращении заинтересованного лица или наличии документа, который подтверждает или устанавливает ПС на конкретный недвижимый объект (ст. 45, п.7 ФЗ №221).

Ст. 45, п.11 названного закона гласит, если в ГКН нет данных (уникальных характеристик) о ранее учтённом УЗ, который предоставлен для различных нужд (огородничества, индивидуального жилищного строительства и т.д.), это не может стать основанием для приостановления оформления ПС на данный объект.

Согласно ст.45 ФЗ № 221, информация о ранее учтённых земельных участках сосредоточена в государственном кадастре недвижимости. Сведения могут быть внесены, если установленных границ нет.

Особенности такой собственности

Характерной особенностью ранее учтённых УЗ являются примерно установленные границы и пределы.

Это объясняется тем, что при оформлении права собственности или пользования в отношении этих объектов межевание не было обязательным.

Поэтому нет точных координат поворотных точек территориальных границ. Такой статус позволяет ограниченно распоряжаться наделом, если не было размежевания. Если межевание проводилось, собственник сможет распоряжаться территорией в полной мере.

Постановка/снятие с учёта

Процедура постановки на кадастровый учёт совершается согласно установленному алгоритму:

  • Обращение с заявлением в Росреестр;
  • предъявление бумаг, способствующих идентификации земельного участка при постановке на учёт;
  • направление запроса Россреестром о присвоении ЗУ категории и вида разрешенного пользования.

Постановка объекта на учёт завершается внесением изменений в ЕГРН. После окончания процедуры заявитель получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы идентифицировать надел перед регистрацией, заинтересованное лицо обязано предъявить комплект документов:

  • Паспорт (для физического лица) или учредительные документы (для юридического лица);
  • правоподтверждающие бумаги на землю;
  • выписку из ЕГРН для подтверждения ПС на УЗ и постановки на кадастровый учёт;
  • документацию о межевании территории;
  • акт согласования границ;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

ВАЖНО! Если имели место территориальные споры, которые разрешились успешно, представляют бумаги, подтверждающие этот факт.

Постановка объекта на учёт осуществляется в срок, не превышающий 10 дней.

ВНИМАНИЕ! Процедура снятия с учёта законодательством не предусмотрена.

Случается, что земельный участок требуется разделить или объединить с другим. Это служит основанием для снятия с учёта учтённого ранее УЗ. Единственное решение проблемы – снятие объекта через суд. Главным недостатком такой недвижимости является отсутствие в ГКН полных сведений или они не соответствуют действительности. Чтобы внести коррективы, нужно много времени.

Уточнение границ

Уточнить границы землевладения можно в упрощённом порядке. Законодательство РФ определило 2 причины для этой процедуры:

  • Точность границ не совпадает с нормативными;
  • пределы не установлены.

Чтобы уточнить границы территории, гражданин обращается с заявлением в организацию, занимающуюся госрегулированием в области земельных отношений.

Заявление должно содержать:

  • ФИО заинтересованного лица;
  • адрес участка;
  • реквизиты бумаги, устанавливающей ПС на землю.

ВАЖНО! Упрощённая схема действует в случае, если после проведения границ площадь надела остаётся прежней.

Когда размеры изменились, задачу решают, согласовывая действия с соседями.

Исправление реестровой ошибки

Ошибка может иметь место при проведении владельцем межевания ранее учтённого участка земли и получении правоустанавливающих бумаг. В кадастровом документе территория указана без конкретизации границ. Их нужно уточнить. Для этого проводят межевание.

Внесение поправок в реестр осуществляют в судебном порядке в следующих случаях:

  • Стороны (владелец, соседи и другие заинтересованные лица) не смогли мирно договориться относительно внесения корректировок;
  • хозяин ЗУ не представил заявление на исправление установленных неточностей.

Заявление подают в районный суд. К нему прилагают бумаги, доказывающие факт кадастровой ошибки и контактную информацию инженера, проводившего осмотр территории. Суд может назначить экспертизу. Рассмотрение дела длится более 2-х месяцев.

Как определить статус объекта на публичной кадастровой карте?

Для выяснения статуса земельного участка нужно зайти по ссылке http://pkk5.rosreestr.ru на официальный сайт Росреестра. Порядок действий несложный:

  • В строке ввода указать кадастровый номер искомого объекта (по мере введения номера карта предлагает возможные варианты);
  • нажать кнопку «Найти»;
  • после поиска сведений портал предоставит информацию о конкретном недвижимом объекте.

Среди этих данных будет запись: «Ранее учтённый».

Внесение сведений в ГКН

Сведения о ранее учтённом участке земли вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании обращения заинтересованного лица в органы, занимающиеся кадастровым учётом. Данные включаются в ГКН на основе одного из нижеперечисленных документов:

Государственного акта, удостоверяющего ПС на землю, бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения УЗ предприятий, граждан или крестьянско-фермерских хозяйств.

  • Бумаги с решением о предоставлении надела конкретному лицу на определённом праве;
  • свидетельства о ПС на участок земли, праве постоянного пользования, наследуемого владения;
  • договора аренды, срок которого не окончился на момент обращения в кадастровый орган;
  • выписки из похозяйственной книги.

После предъявления документации кадастровый орган заносит из неё данные в определённые разделы государственного кадастра недвижимости.

Срок внесения сведений – не позднее 10 дней. В течение этого срока представляется запрашиваемая информация о наделе (кадастровый паспорт, выписка).

Таким образом, участки земли, входящие в категорию ранее учтённых, для российского законодательства являются новым понятием. К ранее учтённым относят территории, не состоящие на кадастровом учёте до того, как приобрёл силу новый закон. Таковыми являются и земли, ПС на которые не было поставлено на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года.

Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/ranee-uchtennyj-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.