Расчет коммунальных услуг в нежилом помещении

Нежилое помещение в многоквартирном доме: оплата коммунальных услуг 2020 год

Расчет коммунальных услуг в нежилом помещении

Обязанности по возмещению затрат за услуги коммунальных служб несут как владельцы жилья, так и помещений из нежилого фонда многоквартирного дома (МКД).

При этом владелец коммерческой площади должен иметь свидетельство на регистрацию права владеть им, установить в помещении учетные индивидуальные приборы на используемые ресурсы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Многие жильцы неправильно понимают суть категории «нежилые помещения», путая их с МОП – местами общего пользования. Из-за этого недопонимания возникает множество вопросов в отношении определения расчетных сумм за «коммуналку».

Случаются варианты, когда места общего пользования становятся чьей-то собственностью и переходят в состав коммерческих помещений. В даном варианте удельный вес площадей МОП в доме уменьшается, а, соответственно – снижается и квартплата жильцов. Платить за коммуналку в цокольных, чердачных или подвальных помещениях, ставших нежилой площадью, будут уже их собственники.

Оплата услуг ЖКХ, предоставляемых для нежилых объектов – обязанность их владельцев. На общих основаниях они платят и за услуги ресурсопредоставляющих организаций и за содержание общедомового имущества. Плата является законной, хотя таким имуществом они не пользуются, располагаясь на первом этаже, имея отдельный вход и подключение инженерного обеспечения.

Согласно нормам Постановления №354 услуги организаций-поставщиков предоставляются со времени признания за собственниками нежилых площадей их имущественного права. Их состав зависит от степени благоустройства МКД и включает:

  • электрообеспечение;
  • снабжение газом, водой (холодной и горячей);
  • водоотведение;
  • сбор ТБО (твердых бытовых отходов).

За исключением поставки тепла, осуществляемой лишь в холодное время года, все остальные услуги обеспечиваются круглогодично.

Определение тарифов на коммунальные услуги – прерогатива органов местного самоуправления, которые обосновывают их с помощью данных независимой экспертизы. Для расчетов потребителей с ресурсопоставляющими организациями эти величины применяются только после их утверждения специальной энергетической комиссией, имеющей аккредитацию Госстроя РФ.

В себестоимости коммунальных услуг значительную долю составляют затраты на покупные энергоресурсы. Для обеспечения услуг теплоснабжения процентное соотношение статей калькуляции следующее:

  • затраты на разные виды топлива – около 35%;
  • расходы за используемую электрическую энергию ≈ 9–10%;
  • затраты на зарплату (с отчислениями) – около 15%.

Структура затрат на водоснабжение выражается, соответственно, величинами ≈ 20%, 18–20%, 15%. В ее состав включают и доходную составляющую, которая для всех коммунальных услуг закладывается на уровне примерно 5%.

причина повышения тарифов на «коммуналку» – рост цен на газ, электричество, воду, тепло, являющийся результатом увеличения уровня инфляции. Пересмотр тарифов согласно федеральному законодательству должен происходить не чаще, чем одинажды в год.

При расчете суммы, вносимой за потребленные в течение месяца услуги, применяются тарифы снабжающей организации. Расчет потребления ресурса сводится к использованию формулы, в которой повторяющейся ежемесячно величиной является тариф (цена за единицу ресурса). Изменяющаяся величина – это количество потребляемого ресурса.

Определение постоянно изменяющейся величины происходит по общим для дома или индивидуальным приборам. Таким образом, простым умножением названых величин, рассчитывается значения сумм уплаты за потребленный в коммерческом помещении газ, горячую и холодную воду, утилизированные стоки, электроэнергию:

  • П – величина в рублях, подлежащая возмещению за использовынные услуг.
  • V – израсходованный объем ресурса за расчетное время.
  • Т – тариф.

Подлежащую ежемесячной оплате сумму за отопление (при неустановленых в нежилой площади или доме учетных приборах), определяют умножением трех множителей:

  • общей площади нежилого помещения (S);
  • нормативной величины потребления отопления (N);
  • установленного тарифа (T).

В зависимости от периодичности уплаты за услугу отопления – круглогодично или на протяжении отопительного сезона – используется коэффициент к нормативу потребления (К). Он определяется делением времени отопительного сезона (в месяцах) на количество месяцев в году, т. е – на число 12.

Если в доме имеется счетчик тепла – при расчете используются его показания для МКД (V), отношение общей площади нежилого объекта к площади дома (S н/ж пл. : S мкд) и установленный законодательными нормами тариф (Т):

Имея собственный прибор учета тепла, владелец нежилой недвижимости оплатит услугу по соответствующей формуле, умножая нежилую квадратуру (S) на объем услуги (V) и тариф (T).

Для всех видов коммунальных услуг уплата собственником нежилых помещений за их использование включает и общедомовую составляющую. Ее рассчитывают двумя путями:

  1. разделив общее потребление на общедомовой норматив – при отсутствии приборного учета;
  2. при наличии приборов общедомового потребления из общего значения вычитается индивидуальное потребление, а оставшаяся часть распределяется пропорционально квадратуре помещений.

Источник: https://avtoyurait.ru/platezhi/nezhiloe-pomeshhenie-v-mnogokvartirnom-dome-oplata-kommunalnyh-uslug-2009-god.html

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Расчет коммунальных услуг в нежилом помещении

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.

2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.

Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.

Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.

Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.

Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Источник: https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html

Плата за содержание для собственников нежилых помещений в МКД. Важная судебная практика

Расчет коммунальных услуг в нежилом помещении
Соответствующий Обзор судебной практики подготовил Николай Монтиле – эксперт портала “Правовые аспекты энергоснабжения. Консалтинг”. Ниже мы приводим основные информационные блоки и ключевые тезисы судов, включенные в Обзор.

1. Обязанность собственника нежилого помещения в МКД оплачивать услуги по содержанию общего имущества в МКД

1.1. Собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.

1.2. Отсутствие письменного договора между собственником нежилого помещения и управляющей организацией не отменяет обязанность такого собственника по внесению платы за содержание общего имущества.

1.3. Особый статус нежилого помещения в МКД как предназначенного для целей гражданской обороны не освобождает его владельца от обязанности по несению расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

1.4. Неполучение платежных документов собственником нежилого помещения в МКД не освобождает его от обязанности оплаты расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

1.5. Обязанность по несению расходов на содержание общего имущества не ставится в зависимость от фактического пользования общим имуществом.

1.6. Собственник нежилого помещения несет расходы по содержанию общего имущества в МКД независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения

1.7. Само по себе признание недействительным решений общего собрания собственников помещений в МКД, связанных с созданием и функционированием ТСЖ, при доказанности факта оказания ТСЖ услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества, не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от обязанности по оплате услуг.

1.8. Право требования долга по оплате услуг по содержанию общего имущества, оказанных собственнику нежилого помещения в МКД, может быть уступлено.

2. Порядок расчета и внесения платы за услуги по содержанию общего имущества в МКД собственником нежилого помещения в данном МКД

2.1. Размер платы за содержание общего имущества в отношении собственника нежилого помещения определяется путем умножения тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяца.

2.2. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Данное обстоятельство не освобождает УК от обязанности доказать факт оказания услуг и несения расходов в связи с их оказанием.

2.3. Собственники помещений должны нести затраты на общедомовые нужды пропорционально своей доле в общей площади обслуживаемых помещений.

2.4. Если общим собранием собственников помещений в МКД не принято решение об установлении размера платы за содержание общего имущества, то такая плата для собственника нежилого помещения в МКД рассчитывается с использованием установленных уполномоченным органом тарифов.

2.5. Размер задолженности собственника нежилого помещения по оплате услуг по содержанию общего имущества дома может быть уменьшен на стоимость некачественно оказанных услуг.

2.6. Срок внесения платы за содержание общего имущества собственником нежилого помещения может быть установлен договором управления МКД.

2.7. Плата со содержание общего имущества должна вноситься надлежащему лицу (исполнителю коммунальных услуг), наделенному в установленном порядке решением общего собрания собственников помещений в МКД полномочиями по управлению МКД.

2.8. Размер платы за содержание общего имущества в отношении нежилых помещений при выборе способа управления МКД в форме ТСЖ определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

2.9. Размер платы за содержание общего имущества может быть установлен в договоре между собственником нежилого помещения и ТСЖ. Данный размер может быть скорректирован в связи с самостоятельным участием собственника в содержании общего имущества (самостоятельный вывоз ТБО, уборка территории и т.д.).

2.10. Собственники помещений в МКД вправе принять решение, согласно которому, в случае отсутствия решения об утверждении иной платы за содержание и ремонт общего имущества, размер такой платы за каждый последующий год действия договора управления увеличивается на коэффициент-дефлятор.

2.11. Собственники помещений в МКД вправе на общем собрании принять решение об утверждении дополнительных критериев для определения долей участия собственников помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

3. Признание нежилого помещения частью МКД или самостоятельным объектом

3.1. Признание нежилого помещения частью МКД (приводится подтверждающая судебная практика).

3.2. Признание нежилого помещения самостоятельным объектом (приводится подтверждающая судебная практика).

4. Распределение обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества между собственниками и пользователями нежилых помещений в МКД

4.1. В отношении нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (собственности субъекта РФ или РФ), обязанность по оплате содержания общего имущества лежит соответственно на муниципальном образовании, субъекте РФ или РФ.

4.2. Собственник нежилого помещения – муниципальное образование вправе требовать с пользователей данного помещения возмещения расходов на оплату содержания общего имущества, если такая обязанность пользователя предусмотрена соответствующим договором с муниципальным образованием.

4.3. В случае, если по условиям договора аренды нежилого помещения в МКД арендатор обязан нести расходы на содержание общего имущества, арендодатель, оплативший такие услуги, вправе взыскать их стоимость с арендатора.

4.4. Собственник помещения в МКД не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать с исполнителем коммунальных услуг договор, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества МКД.

4.5. В отсутствии заключенного между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг договора на оказание услуг по содержанию общего имущества лицом, обязанным оплатить фактически оказанные услуги является собственник-арендодатель, а не арендатор.

4.6. Обязанность по несению расходов на содержание общего имущества у лица, которому нежилое помещение передано на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), возникает с момента государственной регистрации таких прав. До этого момента обязанность по внесению данных платежей лежит на собственнике помещения.

Читайте полный текст обзора на сайте zhane.ru.

Подписывайтесь на информационную рассылку портала “Правовые аспекты энергоснабжения” и не пропускайте самые важные правовые события в энергетике и ЖКХ, которые касаются нас всех!

Пользуйтесь доступными юридическими онлайн-услугами в энергетике и ЖКХ от проверенных экспертов нашего нового сервиса “Консалтинг” и эффективно защищайте свои права в вопросах энергетики и ЖКХ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhane/plata-za-soderjanie-dlia-sobstvennikov-nejilyh-pomescenii-v-mkd-vajnaia-sudebnaia-praktika-5dea413e1febd400b0137b4a

Верховный суд разъяснил правила платежей для нежилых помещений

Расчет коммунальных услуг в нежилом помещении

Актуальный вопрос изучил Верховный суд – сколько должен платить за ЖКХ гражданин, обитающий в апартаментах? Вопрос не праздный.

Сегодня реклама продажи помещений, которые в старые времена назывались чердачными, а ныне элегантно именуются апартаментами, бьет все рекорды.

Новое жилье – недешевое удовольствие, а вот помещение под крышей хоть и не совсем привычно, зато стоит в разы дешевле. А значит, имеет стабильный спрос.

Но в более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы и застройщики – апартаменты не считаются жилым помещением. И это создает некие трудности.

Верховный суд объяснил правила перепланировки жилья

Вот с такими проблемами столкнулась собственница апартаментов в Рязани. Она вынуждена была пойти в суд с иском к управляющей компании. По мнению истицы, тариф, который был ей выставлен, сильно завышен. Гражданка просила суд признать тарифы по оплате содержания жилья и за электроэнергию незаконными и обязать управляющую компанию сделать перерасчет.

Здание, в котором расположены апартаменты, имеет статус нежилого, то есть это не многоквартирный дом. Собственники нежилых помещений в этом доме собрались и проали за управляющую компанию.

Но на этом собрании они не проали за условия договора с коммунальщиками.

Через пару месяцев жильцы попытались собраться еще раз и утвердить плату за содержание квадратного метра апартаментов, но кворума не получилось – решение так и не приняли.

Правовые аспекты ЖКХ эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Так дом и остался без утвержденного договора с коммунальщиками. Нашей истице в конце года управляющая компания выставила счет за содержание жилья и за электроэнергию. Платить долг гражданка отказалась и пошла в суд.

Там она заявила, что тариф незаконный, так как нет “оформленного волеизъявления собственников”, а у нее самой нет договора с управляющей компанией. Да и выставлять такой тариф коммунальщики не имели права, так как они – не энергоснабжающая или энергосбытовая организация.

А еще истица заявила, что когда-то поселок, на территории которого расположено здание, был включен в состав города Рязани, но жителям поселка тогда пообещали сохранение льгот сельских жителей.

По мнению истицы, раз ее апартаменты предназначены “для временного проживания”, а не для ведения бизнеса, то для нее тарифы должны быть как для сельчан – с понижающим коэффициентом.

Местный районный суд, а позже и областной согласились с истицей частично и обязали управляющую компанию сделать перерасчет платы за содержание жилья. В перерасчете платы за электроэнергию отказали. Но теперь коммунальщики не согласились с этим вердиктом и пошли в Верховный суд. Там дело изучили и с решением рязанских коллег не согласились.

Вступили в силу новые правила для “обманутых дольщиков”

В материалах дела Верховный суд увидел следующее: апартаменты, то есть нежилое помещение истицы, находятся в едином оздоровительном комплексе с красивым названием, который обслуживает ответчик – управляющая компания.

Договор с коммунальщиками подписал еще застройщик.

В договоре сказано, что он должен действовать до того момента, как собственники подпишут договор с какой-либо другой специализированной организацией или на общем собрании собственников найдут другой способ управления.

Местные суды решили, что действующий договор общее собрание не принимало, значит, размер платы должен регулироваться актом органа местного самоуправления. Верховный суд с выводом коллег не согласился. Он напомнил, что по Жилищному кодексу относится к жилым помещениям квартира, ее часть или комната.

А истица владеет нежилым помещением в нежилом здании. По Гражданскому кодексу (статья 210) собственник несет бремя содержания своего имущества. Был специальный пленум Верховного суда (№25 от 23 июня 2015 года), на котором рассматривался вопрос, касающийся собственников помещений в нежилых зданиях.

Там сказано следующее: общее собрание собственников квартир проводится, чтобы обсудить размеры платы за содержание жилого помещения в доме. Плата устанавливается в размере , обеспечивающем содержание общего имущества.

И эти платежи должны быть “достаточными для финансирования услуг и работ по поддержанию дома в нормальном состоянии”. Верховный суд подчеркнул: местные суды в нашем споре применили тариф для нормального жилья со всеми удобствами. А истица – собственник нежилого помещения в нежилом здании.

Так что тарифы для квартир здесь применять нельзя, так как перечень услуг для жилого и нежилого помещения разный. А тарифы для нежилого помещения органы местного самоуправления не устанавливают.

В более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы

Местный суд должен был сделать следующее: раз общее собрание жильцов не решило вопрос с размером платы за содержание помещений, то именно суд должен был установить, какой был сделан коммунальщиками объем работ в здании, сколько оказано услуг и насколько они экономически обоснованны. Поэтому дело владелицы апартаментов Верховный суд велел пересмотреть.

Источник: https://rg.ru/2018/10/14/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-platezhej-dlia-nezhilyh-pomeshchenij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.