Распределение и перераспределение земель

6.7. Распределение и перераспределение земель

Распределение и перераспределение земель

Объективно существующие потребности развития обще­ства определяют необходимость изменять целевое назначение земель, переводить земельные участки из состава одной кате­гории в другую, изымать земельные участки, в том числе и те, которые находятся в частной собственности, владении, поль­зовании или аренде, для использования их в государственных или муниципальных целях.

Как правило, такая необходимость возникает для строи­тельства различных объектов и сооружений.

Отнесение земель к категориям рассматривают как одно из направлений государственной деятельности, в результате которой устанавливается категория земельных участков, оп­ределяющая правовой режим их использования.

Соблюдение такого режима является одной из главных обязанностей зем­лепользователей, а его несоблюдение может стать основанием для привлечения таких лиц к юридической ответственности и прекращения их прав на земельный участок1.

Осуществляя деятельность по отнесению земель к кате­гориям, государство оказывает управляющее воздействие на земельные отношения.

Как и иные функции государственно­го управления, отнесение земель к категориям является кон­кретным направлением государственного управления в об­ласти охраны и использования земель, поэтому есть все осно­вания рассматривать ее специальной функцией управления в данной области.

Отнесение земель к категориям, перевод земель из одной категории в другую является функцией государственного управления по установлению принадлежности земельного участка к одной из семи категорий земель: к землям сельско­хозяйственного назначения, к землям поселений, к землям промышленности и иного специального назначения, к землям особо охраняемых территорий и объектов, к землям лесного фонда, к землям водного фонда либо к землям запаса.

Данная функция не исчерпывается однократным от­несением земельного участка к той или иной категории зе­мель, так как изменение социальных, экономических, при­родных условий может потребовать изменения установлен­ной ранее категории земельного участка.

Так, использова­ние земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с установленным целевым назначением мо­жет оказаться невозможным в связи с его загрязнением хи­мическими веществами.

Использование земельного участка для нужд промышленности может оказаться нецелесооб­разным, если предприятие перестало осуществлять свою деятельность и необходимость в использовании участка для таких нужд отпала. В таких случаях осуществляется перевод земель из одной категории в другую.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.04 г.

№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из од­ной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативны­ми правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.

Статья 8 Земельного кодекса РФ определяет компетен­цию органов государственной власти в данной области. Отне­сение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

  1. земель,  находящихся в федеральной собственности,  – Правительством Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов Россий­ской Федерации, и земель сельскохозяйственного назна­чения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
  4. земель, находящихся в частной собственности:
  • земель сельскохозяйственного назначения – органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Категория земель указывается в: актах федеральных ор­ганов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов ме­стного самоуправления о предоставлении земельных участ­ков; договорах, предметом которых являются земельные уча­стки; документах Государственного земельного кадастра; до­кументах о государственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации. Нарушение установленного зако­нодательством РФ порядка перевода земель из одной катего­рии в другую является основанием признания недействи­тельными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» устанавли­вает состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из од­ной категории в другую

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной кате­гории в другую или ходатайство о переводе земельных участ­ков из состава земель одной категории в другую (далее также -ходатайство) в исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

ходатайства о переводе земель из одной ка­тегории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

  1. органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель запаса, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  2. Правительством  Российской  Федерации  в  отношении иных земель.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

  1. кадастровый номер земельного участка;
  2. категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  3. обоснование перевода земельного участка из состава зе­мель одной категории в другую;
  4. права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

  1. выписка из государственного земельного кадастра отно­сительно сведений о земельном участке, перевод которо­го из состава земель одной категории в другую предпо­лагается осуществить;
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя физического лица, либо выписка из Единого государст­венного   реестра   индивидуальных   предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юри­дических лиц;
  3. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на зе­мельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  4. заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федераль­ными законами;
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  6. расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в дру­гую без согласия правообладателей земельных участков в слу­чаях перевода земельных участков из состава земель одной ка­тегории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообла­дателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.

Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган ме­стного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадле­жащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требовани­ям законодательства РФ.

Ходатайство, не подлежащее рас­смотрению по вышеуказанным основаниям, подлежит возвра­ту заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основа­нием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнитель­ным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или зе­мельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

  1. в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации,  Правительством Россий­ской Федерации;
  2. в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительным органом государственной власти субъ­екта Российской Федерации или органом местного само­управления.

Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения: основания изменения катего­рии земель; границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; категория земель, перевод из которой осуществляется; катего­рия земель, перевод в которую осуществляется. Данный акт не может быть принят на определенный срок.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направ­ляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта, причем данные акты могут быть обжалованы в суд.

Статья 4 Закона «О переводе земель или земельных уча­стков из одной категории в другую» определяет основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе та­ких земель из одной категории в другую. Указанный перевод не допускается в случае:

  1. установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  2. наличия  отрицательного  заключения  государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  3. установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержден­ным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустрои­тельной либо лесоустроительной документации. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Еди­ного государственного реестра прав на недвижимое имущест­во и сделок с ним. В то же время переоформления правоуста­навливающих документов на земельные участки, в отноше­нии которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

В случае необходимости изменения целевого назначе­ния земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъя­тия, выкупа.

Исполнительные органы государственной вла­сти или органы местного самоуправления до предоставле­ния заинтересованным гражданину или юридическому ли­цу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель опреде­ленной категории в категорию, обеспечивающую разре­шенное использование этого земельного участка по целево­му назначению.

Глава 2 Закона «О переводе земель или земельных участ­ков из одной категории в другую» выделяет особенности пе­ревода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Так, перевод земель сельскохо­зяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых при­родных территорий; с установлением или изменением черты поселений; со строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, про­мышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;   с   включением  непригодных  для  осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других по­добных сооружений (далее также – линейные объекты), если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на три­дцать и более процентов меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог и границ полей севооборотов; с выполнением ме­ждународных обязательств Российской Федерации, обеспече­нием обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространен­ных полезных ископаемых), содержанием объектов культур­ного наследия (памятников истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земель­ных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйст­венного назначения, кадастровая стоимость которых на три­дцать и более процентов превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сель­скохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Зе­мельного кодекса РФ, в другую категорию не допускается.

Источник: http://uristinfo.net/agropravo/107-netsvetaev-zemelnoe-pravo/2738-67-raspredelenie-i-pereraspredelen

Распределение и перераспределение земель как функция государства

Распределение и перераспределение земель

Эта функция государства в отношении регулирования земельных отношений выражается:

а) в проведении землеустроительных и других мероприятий, направленных на пространственно-территориальное устройство земель;

б) в изъятии земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства, с последующим предоставлением их другим лицам;

в) в изъятии или принудительном выкупе земельных участков (пусть даже и не было нарушений в их использовании) с последующей передачей их для государственных или общественных надобностей;

г) в выделении из существующих землепользовании новых земельных угодий с иным правовым режимом по основаниям, определяемым законом.

Под распределением и перераспределением земель между пользователями (юридическими лицами и гражданами) понимается процесс их предоставления и изъятия для государственных, общественных, а также местных нужд граждан и их объединений.

Распределение – это деятельность, носящая характер реализации государственной земельной политики. Перераспределение земель – это функция рыночной экономики, т.е. вовлечение земли в оборот.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

Первичное установление категории земель определяется в зависимости от объективно сложившегося способа использования или хозяйствования земельном участке в процессе разграничения государственной собственности на землю.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода участка в другую категорию. Данные отношения регулируются ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода подается ходатайство подается в соответствующий орган.

В ходатайстве указывается кадастровый номер, категория, обоснование перевода, права на земельный участок, согласие правообладателя, положительное заключение государственной экологической экспертизы, расчет потерь сельскохозяйственного производства. Срок для рассмотрения ходатайства от 2 до 3 месяцев в зависимости от органа. Перевод земель не допускается:

1. ФЗ ограничен перевод или имеется запрет на перевод.

2. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

3. Установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования землеустроительной или иной документации.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1. С ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2. К ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в следующие сроки:

а) В течение 3 месяцев со дня поступления ходатайства, – Правительством РФ;

б) В течение 2 месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ.

Решения о переводе земель принимают следующие органы (ст. 8 ЗК РФ):

1. Правительство РФ в отношении федеральных земель.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ:

     а) В отношении земель субъектов РФ.

     б) В отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.

3. Органы МСУ. В отношении муниципальных и частных земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности перевода земель:

1. В отношение земель населённых пунктов решение о переводе применяется путем установления границ населенного пункта.

2. При переводе земель ООПТ решение принимается путем установления или изменения границ рекреационной или санитарно-защитной зоны

3. При необходимости изменения категории земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд, такой перевод осуществляется после государственной регистрации изъятия путем выкупа.

4. Перевод считается состоявшимся, в момент внесения записи в ЕГРП.

Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 343;

Источник: https://studopedia.net/12_82419_raspredelenie-i-pereraspredelenie-zemel-kak-funktsiya-gosudarstva.html

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Распределение и перераспределение земель

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;

Пункт 1 дополнен подпунктом 4 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Статья 39.27 дополнена пунктом 2.1 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2.1. В случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами и лицами, которым предоставлены такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4.

В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5.

В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6.

Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Статья 39.27 дополнена пунктом 8 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на подлежащем перераспределению земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, в результате такого перераспределения будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Источник: https://base.garant.ru/12124624/c9f315d1ab28ae067805e2bc34bfbfaa/

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Распределение и перераспределение земель

Схема перераспределения кратко описывается так:

  • к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
  • перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом

При распределении участков необходимо:

  • провести межевание
  • у исходных смежных участков перераспределить:

Изменение границ и площади происходит по причине:

  • увеличения площади надела гражданина
  • уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
    • за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина

Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексае РФ (статья 39.29)

Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
  • убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
  • установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
    • ВРИ
    • категория земель
    • территориальная зона

Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.

Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.

Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:

  • градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
  • по расположению образованного участка
  • по доступу к смежной территории

Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).

При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.

Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности

Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

выполнить заказ необходимых сведений.

Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
    • субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
    • органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности

Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).

Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:

  • ФЗ «О местном самоуправлении»
  • Земельным кодексом РФ

Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.

Несколько примеров:

  1. в Ленинградской области – смотреть здесь
  2. в Московской области – смотреть здесь
  3. в Псковской области – смотреть здесь
  4. в Иркутской области – смотреть здесь
  5. в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
  6. в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
  7. в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области – смотреть здесь

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
  2. КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения

Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • Плата за «добавку» из федеральной земли

Р = 0.15 х  (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ)  х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами (пункт3).

  • Плата за добавку земли субъекта РФ  

Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.

Отдельные примеры

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г.

утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Межеванием нужно заняться после получения от администрации:

  • или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
  • или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.

После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного ЗУ заявителя
  • образуется ЗУ с увеличенной площадью
  • появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
  • ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах

Внимание

Вы ознакомились с разделом №3 статьи

Начало статьи:

Продолжение статьи:

Полезная информация

  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12603.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.