Раздел имущества анализ

Актуальные вопросы раздела совместно нажитого имущества (анализ на основе судебной практики нашего юридического центра)

Раздел имущества анализ

В современном обществе бракоразводный процесс — нередкое явление. И часто возникают вопросы касательно раздела совместно нажитого имущества. Этот процесс представляет определенную трудность, так как нельзя сразу сказать, относится ли определенный объект к совместно нажитому имуществу или нет.

Законодательная база

На первый взгляд, правило простое. Оно закреплено в статье 256 Гражданского кодекса и в статье 34 Семейного кодекса: имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью.

Более конкретизированное определение совместно нажитого имущества приведено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 №15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”.

Общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу, является любое нажитое ими в период брака движимое или недвижимое имущество, которое может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не был установлен иной режим этого имущества.

В состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела либо находящееся у третьих лиц. При разделе имущества учитываются также общие долги супругов, и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.

Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

Также суд может признать личной собственностью супруга имущество, хоть и приобретенное в период брака, но уже после фактического прекращения брачных отношений

Все эти положения, при всей их непротиворечивости и ясности, вызывают проблемы в судебной практике. Так, имеет место ряд спорных моментов.

Определение того, на какие именно средства было приобретено имущество

Далеко не всегда можно с уверенностью сказать, приобретено ли имущество за счет средств, являющихся совместной собственностью или нет, особенно, если стороны использовали наличную форму расчетов.

При перечислении по договору, предусматривающему отчуждение имущества, являющегося личной собственностью супруга, на его личный счет в банке, можно с уверенностью сказать о происхождении данных денежных средств. Еще большую гарантию дает указание при перечислении цели платежа. То же самое и при безвозмездной передаче денежных средств, например, от родственников.

Чтобы эти денежные средства не смешивались со средствами, являющимися совместной собственностью, необходимо договор дарения оформлять письменно и указывать, для каких именно целей передаются денежные средства.

Определение размера денежных средств, полученных при отчуждении одном из супругов имущества, являющегося его личной собственностью

Зачастую при продаже имущества, представляющего большую материальную ценность, стороны умышленно занижают в договоре его стоимость, тем самым пытаясь уйти от обязанности по уплате налога.

Как правило, в судебном заседании не ставится вопрос о правомерности таких действий. Но в данном случае доказывание того, сколько именно было получено по сделке, существенно затрудняется.

В некоторых случаях суд принимает в качестве доказательства расписки в получении денежных средств, особенно если там указано, на основании чего были получены эти средства.

Так как стороны обычно занижают цену существенным образом, то может оказаться, что вот именно этой суммы, на которую была занижена цена имущества, не хватает для того, чтобы признать впоследствии приобретенный объект имущества личной собственностью одного из супругов.

Определение момента фактического прекращения брачных отношений

По данному вопросу в судебных заседаниях также идут споры. Обычно такие моменты возникают тогда, когда супруги в период, предшествующий разводу, приобретают имущество. Зачастую бывшие супруги несколько лет живут раздельно, не расторгая брак. И доказать этот факт можно только косвенно.

Чаще всего при этом используют показания свидетелей, которые являются соседями, или используют квитанции за оплату коммунальных услуг.

Так, если на протяжении нескольких лет платежи за коммунальные услуги осуществлял один супруг, а затем другой, или если один из супругов приобрел новое жилое помещение и осуществлял платежи там, в то время как за другое жилое помещение платил только другой супруг, то суд, анализируя эти документы, может получить косвенное доказательство того, супруги на протяжении определенного периода времени жили отдельно. Также о прекращении брачных отношений может свидетельствовать снятие одного супруга с регистрационного учета в том жилом помещении, где проживал другой супруг, и регистрация по месту жительства в ином жилом помещении.

Раздел совместных долгов

Семейный кодекс в качестве рассматривает в качестве совместно нажитого не только имущество, но и долги.

Но в отличие от имущества, в отношении которого действует презумпция того, что оно является совместно нажитым, факт того, что долг тоже подлежит разделу, нужно доказывать. Исходя из статей 39 и 45 Семейного кодекса, долг является общим, если он брался на нужды семьи.

Доказывание этой цели также представляет определенную трудность. Однако и здесь есть несколько способов. Чаще всего данная проблема возникает при кредите на автомобиль.

В данном случае вопрос в выяснении того, пользовались ли им оба супруга совместно, или только один для своих целей. Тут следует руководствоваться тем, на кого оформлены полис ОСАГО или КАСКО (если есть), а также чеками и иными документами из автосалонов.

Итоги

Подводя итоги, можно сказать, что раздел совместно нажитого имущества — процедура сложная, вопрос решается отдельно в каждом конкретном случае. Часто используются косвенные доказательства. И нет универсальной инструкции, как именно доказывать определенные факты, здесь стоит проявить определенную изобретательность.

Если Вы столкнулись проблемой раздела совместно нажитого имущества, и не знаете, как поступить в данной ситуации, Вы можете обратиться за юридической помощью в наш центр.

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

Источник: https://pravo163.ru/aktualnye-voprosy-razdela-sovmestno-nazhitogo-imushhestva-analiz-na-osnove-sudebnoj-praktiki-nashego-yuridicheskogo-centra/

Раздел имущества супругов – идем в суд или решаем миром?

Раздел имущества анализ

В соответствии с семейным законодательством России, раздел имущества супругов может быть произведен в период действия брака, в момент его расторжения, а так же после его прекращения в течении трех лет.

Как делится имущество при разводе

Во всех трех указанных случаях имущество супругов может быть поделено как в судебном, так и во внесудебном порядке. При этом важным обстоятельством является тот факт, что законодательство предусматривает единый правовой режим раздела общего имущества, независимо от того, расторгнут брак или действует до настоящего времени:

  • Режим добровольного раздела. Осуществляется путем заключения соглашения о разделе совместно нажитого имущества.
  • Режим судебного раздела. Осуществляется в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Заключение специального договора (соглашения) между супругами, подразумевает, что стороны самостоятельно определяют, кому и какое имущество перейдет в собственность после развода.

Естественно, что такой договор может быть заключен только при наличии согласия с его условиями обоих супругов. В случае если добиться компромисса не представляется возможным, производится раздел имущества в судебном порядке.

При разделе имущества в суде доли супругов признаются равными.

При этом у суда имеется возможность отступить от этого принципа при наличии определенных обстоятельств (например, наличие несовершеннолетнего ребенка, который остается на иждивении одного из супругов). Указанный принцип равенства долей распространяется на все совместно нажитое имущество.

В случае если выделить долю в определенном имуществе не представляется возможным (например, раздел автомобиля), то оно передается одному из супругов, а другой супруг вправе потребовать компенсацию за свою долю в нем.

Краеугольным камнем в спорах об имуществе супругов является вопрос о том, какое же конкретно имущество является совместно нажитым.

Какое имущество делится при разводе

Семейный кодекс под понятием совместно нажитого имущества подразумевает те ценные вещи, предметы, объекты недвижимости, которые были приобретены супругами с момента заключения брака. При этом не имеет значения, кем конкретно из супругов заработаны денежные средства, на которые приобреталось имущество, поскольку эти средства так же являются совместно нажитыми.

В состав совместного имущества супругов так же входят банковские вклады, сделанные кем-либо из супругов, акции и другие ценные бумаги. Таким образом, предприятие, принадлежащее Вашему супругу, или доля в этом предприятии, так же могут быть поделены судом.

Необходимо отметить, что действующее законодательство России не предусматривает существование так называемого «гражданского брака».

Суд не может признать имущество совместно нажитым в случае, если оно было приобретено до заключения брака, даже если будет доказано, что стороны в определенный период времени имели совместный бюджет, вели общее хозяйство и, по сути, находились в семейных отношениях.

При этом законодательство предусматривает возможность признания имущества общим, если в период брачных отношений оно было модернизировано или улучшено за счет общих средств супругов. Примером может служить перестройка дачного дома или капитальный ремонт квартиры.

Важно понимать, что для суда все имущество, находящееся в собственности любого из супругов, является совместно нажитым, если сторонами не представлены доказательства обратного.

Имущество, не подлежащее разделу

В первую очередь необходимо уяснить, что разделу не подлежат вещи, хоть и приобретенные в период брака, но являющиеся личными и не относящимися к предметам совместного супружеского потребления. К таким вещам, безусловно, можно отнести одежду, медицинские препараты, средства личной гигиены и т.д.. Так же разделу не подлежит имущество следующего характера:

  • унаследованное, подаренное, либо приобретенное по другим безвозмездным сделкам имущество (приватизация квартиры так же является безвозмездной сделкой);
  • любое имущество, полученное одним из супругов в собственность до заключения брака;
  • имущество, приобретенное в период брака, но за счет личных средств (примером может являться квартира, купленная на средства от продажи другого жилища, приобретенного до брака);
  • право на результат творческой деятельности (авторские права, а так же объекты патентного права).

Имущество, приобретенное в период брака, но за счет личных средств одного из супругов чаще всего становится предметом спора при разделе имущества. Ярким примером может служить один из многочисленных случаев, с которыми сталкиваются юристы в суде.

Пример из судебной практики

Бывшая супруга подала в суд иск о разделе совместно нажитого имущества, а именно жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме. При этом данное жилище было приобретено бывшими супругами хоть и в браке, но за счет личных средств мужа.

В данном случае юристы смогли доказать в суде, что спорная квартира была приобретена за счет денежных средств, которые мужчина выручил с продажи другого жилого помещения, которое было им приобретено до вступления в брак с истицей.

Раздел имущества после развода

Как указывалось ранее, семейное законодательство нашей страны позволяет осуществить раздел имущества после расторжения брака. Как правило, это происходит из-за того, что один из супругов в момент расторжения брака не знал о том, что ее (его) бывший муж (жена), в период брачных отношений приобрели имущество за счет общих средств.

Так же это может происходить и в случае если супруги продолжают пользоваться общим имуществом совместно и не задумываются о его разделе. Однако в таком случае, существенным подводным камнем становится срок, прошедший с момента развода.

Срок исковой давностипри разделе имущества

В любом случае, при разделе имущества супругов после развода, основным предметом спора становится, так называемый, срок давности по разделу имущества. При этом законодатель четко определил этот срок в 3 (три) года с момента расторжения брака.

Однако судебная практика, а так же официальные разъяснения Верховного суда, показывают, что срок раздела имущества супругов следует исчислять с момента, когда лицо узнало о нарушении своего права, а не с момента фактического прекращения брака:

  • с момента, когда стало известно о наличии имущества;
  • с момента, когда начались препятствия к его использованию.

Таким образом, если супруг узнал о наличии имущества, приобретенного за счет общих средств, срок подачи на раздел имущества будет исчисляться именно с того момента, когда он об этом узнал.

В случае если супруги совместно пользуются имуществом после развода, то срок давности начинает свое течение с момента, когда один из супругов начал препятствовать в пользовании этим имуществом второму супругу.

Доказывание этих обстоятельств – сложный судебный процесс, который лучше осуществлять с помощью юриста.

Ссылка на первоисточник – ПРОЕКТ ЗАЩИТНИК.

Хотите получать правдивую информацию по решению правовых проблем, и быть в курсе юридических новостей – подписывайтесь!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2a3e8331578f00a84936bb/razdel-imuscestva-suprugov-idem-v-sud-ili-reshaem-mirom-5b961d1406d85100aeeeb128

Урок литературы по повести А.Г.Алексина Раздел имущества

Раздел имущества анализ

Урок литературы

(урок внеклассного чтения)

по повести А.Г.Алексина

«Раздел имущества»

7-8 класс

Автор урока:

учитель русского языка и литературы

МГБУ СОШ №28

Ступак Надежда Петровна

Стр.1

Представленный урок-урок внеклассного чтения. Цель его – объяснить детям, насколько важно быть благодарным тем людям, которые многое для нас сделали, прежде всего нашим близким, и как важно, когда эти люди стареют, сами нуждаются в помощи, общении, не закрывать для них свои сердца….

Ход урока.

Учитель напоминает детям, уже знакомым с творчеством А.Г. Алексина, что главной темой его творчества является тема нравственности. Предлагает вспомнить, какие книги писателя они уже читали. Дети вспоминают рассказы «Самый счастливый день», «Поздний ребёнок», «Мой брат играет на кларнете».

Беседа по рассказу «Раздел имущества».

Учитель. Как начинается повесть Алексина «Раздел имущества»?

Дети зачитывают первую страницу (сцена в коридоре здания суда, где находится главная героиня). Заканчивается отрывок словами: «Чтобы всё было по закону».

Учитель. Кого там судят? Как бы вы назвали эту главку?

Ученики. «Чтобы всё было по закону» – фразой из текста, только что прозвучавшего.

Учитель. «Женщина сказала: «Хочу, чтоб всё было по закону, по справедливости». Какие бывают законы?

Ученики. Законы морали (нравственные) и юридические (записанные в кодексе).

Учитель. Законы морали – это те законы, которыми регулируются отношения между людьми в жизни. Как их ещё называют?

Ученики. Нравственными, человеческими.

Учитель. Как вы считаете, какие законы должны быть основополагающими в отношениях между близкими людьми? Верно, нравственные. Иначе это не отношения между людьми, а, скорее, их разрыв.

Кратко, в двух словах, расскажите содержание повести.

Рассказывает сильный ученик, умеющий говорить чётко, логично, образно.

Учитель. Вспомним, что такое сюжет?

Ученики. Цепь основных событий, положенных в основу художественного произведения.

Учитель. А есть художественные произведения, где одному сюжету сопутствует ещё одна, даже две, три линии сюжета? Сколько сюжетных линий в повести Алексина?

Ученики. Две. Одна связана с главной героиней, вторая – с дебелой женщиной, заставляющей своего мужа предать свою старую мать.

Стр.2

Учитель. Такой сюжет можно назвать двойным.

Назовите главных героев повести.

Ученики. Вера, её бабушка Анисия Ивановна, мама, отец Веры.

Учитель. Перечислите второстепенных героев.

Ученики. Мамина мама, Антон Александрович, Федька-след, профессора, тётя Маша.

Учитель. Начнём мы разговор о героях с главной героини. Это, конечно, бабушка. Ребята, мы на уроках русского языка работали над темой «Портрет». Скажите, почему так важно каждому писателю создать литературный портрет героя или героини?

Ученики. Через портрет раскрывается характер человека.

Учитель. Найдём в книге те строки, где описывается внешность бабушки.

Ученики. – У неё глаза не сердобольные, а спасительные.

-Умный загорелый лоб и абсолютно белые волосы.Эти детали внешности говорят о мудрости бабушки, она много перенесла в жизни.

-Руки у неё иссечённые, в чёрточках, в морщинах и морщинках. Она много трудилась.

Учитель. Ребята, вспомните, бабушка умела всё, кроме… Кроме чего?

Ученики. Она не умела отдыхать.

Учитель. Зачитайте отрывок повести со строк «У бабушки же со дня моего рождения цель была одна: поставить меня на ноги…».

Как бабушка помогала девочке стать полноценным человеком? В чём её метод воспитания в корне отличался от метода воспитания другой бабушки – маминой мамы?

Ученики. – Заставляла говорить, втягивала в долгие разговоры, заставляла заучивать стихи. Ежедневно скороговорки («Карл у Клары украл кораллы» ежедневно докладывала я ей, словно сотрудница угрозыска»).

-Заставляла быстро ходить за газетой, очками, потом прыгать через скакалку. Мама, наоборот, говорила: «Выше головы не прыгнешь»

Учитель. Зачитайте строки: «Бабушка заставляла меня , как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам…»

Ученики говорят, что окружающие ведут себя совершенно иначе. Они смотрят на героиню, как «на глухонемую», раскрывают при ней свои тайны, как при «дурочке».

Учитель зачитывает: «Из всех профессоров, брошенных на моё спасение, главным оказалась бывшая медсестра».

Стр.3

А каков был метод воспитания маминой мамы?

Ученики. Руководила по телефону, советовала пить разные таблетки.

Учитель. У Алексина лучшие герои его произведений обычно способны на самопожертвование, они себя полностью отдают другим людям. От чего отказалась бабушка ради внучки?

Ученики. Ради любви.

Учитель. Расскажите подробнее.

https://www.youtube.com/watch?v=mbdMwtDGtnA

Ученики рассказывают, что ради внучки отказалась выйти замуж за очень дорогого ей человека и уехать с ним.

-А ещё она бросила любимую работу в больнице.

Учитель. Верно. А где ещё раньше, в прошлые годы её жизни, проявилась бабушкина любовь к людям?

Ученики. В госпитале. Во время войны спасала раненых.

Дети зачитывают отрывок, рассказывающий, что бабушка вытаскивала самых безнадёжных раненых «с того света»

-А ещё она ради сына сверхурочно работала, чтобы был не хуже других.

Учитель. Кто ещё был очень похож на бабушку?

Ученики. Баба Маня. Баба Маня не вышла замуж из-за неё, заменив сестре мать, работала всю жизнь, на пенсии продолжала грибы-ягоды собирать и всё отсылала семье сестры.

Учитель. Мы видим, ребята, как под влиянием бабушки формируется прекрасный, благородный характер Веры. Но главное – болезнь отступила. Как альпинистка, выражаясь её же словами, она покоряет вершину за вершиной, десяток пар следят за её успехами (родные, врачи). Некоторые эпизоды описаны с мягким юмором, который, вы знаете, присущ стилю Алексина.

Ребята, зачитаем сцену объяснения в любви маме Антоном Александровичем (до слов «мне становилось легче»).

Дети зачитывают отрывок и делают вывод, что героиня не только физически развилась, но ей доступны психологические нюансы в отношениях людей. И это заслуга «бывшей медсестры».

Учитель. Итак, попробуем сделать первый вывод. Какими чертами характера обладала бабушка? Какой она была?

Учитель. Мудрой, терпеливой, доброй, способной на самопожертвование, трудолюбивой, скромной, благородной.

Стр.4

Учитель. А теперь обратимся к образу мамы. Найдите её словесный портрет. Какие черты внешности подчёркиваются?

Ученики. Красивые золотистые волосы, уложенные короной ( подчёркивается властность, деспотичность, стремление принимать решение, не считаясь с окружающими.) Чёткость речи, сравнение речи с чёткими алгебраическими формулами, подчёркивается бездушность, чёрствость, схематизм личности.

Учитель. Как о ней отзываются на работе?

Ученик. Крепкий специалист.

Учитель. Какой второй смысл вложил писатель в эту оценку?

Ученики. Отсутствие душевной гибкости, мягкости.

Учитель. Чем занимается мама на работе?

Ученики. Специалист по охране окружающей среды.

Учитель. Но что удивляет нас?

Ученики. Не замечает красот природы ( подчёркивается её равнодушие, не любит стихов, музыки).

Учитель Её любимое слово?

Ученики. – Бесспорно.

-Не считается с мыслями, мнением окружающих. В своем мнении даже точки с запятой не перенесёт.

-А я хочу привести пример. По поводу любви к дочке местного паренька Федьки-следа мама говорит, что любовь должна быть односторонней. Здесь проявился эгоизм этой женщины.

Учитель. Подведём итог. Какие же черты характера мамы мы увидели?

Ученики. Равнодушие, прямолинейность, неумение считаться с окружающими людьми, деспотизм, в жизни таких людей часто сравнивают с танками, говоря, что, подобно танку, они подминают под себя других людей.

Учитель. Любит ли она дочь?

Ученики. Да, замечает все её успехи.

Учитель. Но сделала ли она хоть что-нибудь, чтоб вернуть ей здоровье?

Ученики. Нет, всё отдано на откуп профессорам и бабушке.

Стр.5.

Учитель. Я бы сказала, что успехи дочери льстили её честолюбию. Привыкнув везде быть первой. мама не может свыкнуться с мыслью. что у неё, красавицы, растёт «кретинка» -дочь . Хотя, конечно, её любовь мы не сбрасываем со счетов. Помните, успех её самой у Антона Александровича оценён ею ниже, чем успех дочери.

Учитель. А теперь обратимся к образу папы. Какие черты внешности подчёркиваются в нём?

Ученики. Был высокий и статный, но с годами как-то пригнулся.

Учитель. Согласны вы с тем, что его пригнула родовая травма дочери?

Ученики. Нет, даже в книге сказано, что «скорее всего сильный мамин характер заставил его изменить осанку».

Учитель. От чего в жизни отказался отец героини?

Ученики. От мечты стать художником, имел свой стиль, но мама считала, что художнику надо быть прекрасным или никаким. Загубил талант.

Учитель. Как относится писатель к своему герою?

Ученики. Осуждает за бескрылость, неспособность защитить свою мечту, полностью подавлен своей властной женой, обескрылен, ради любви к женщине стал приспособленцем.

Учитель. Где папа работает?

Ученики. Экскурсантом в музее, среди картин, одно и то же рассказывает.

Учитель. Сделаем вывод: мама уничтожила его как личность. Самое страшное в человеке – перестать быть самим собой.!!

Учитель. А сейчас снова обратимся к теории литературы. Что такое композиция?

Ученики. Построение основных частей произведения.

Учитель. В чём особенность композиции этой повести?

Ученики. Основные события происходят на фоне трагедии другой семьи. Кульминация этой трагедии развёртывается в зале суда. То есть одна трагедия является отражением другой. Обе истории как одинаковые трафареты, накладывающиеся одна на другую.

Учитель. Зачитать сцену в суде со слов «Вы опять не понимаете меня. Мною движут только благородные чувства, – донеслось из зала заседания.

-Все хотят выглядеть красиво. При любых обстоятельствах! – вновь подумала я.»

Стр.6

Учитель. Когда мама впервые некрасиво поступила некрасиво по отношению к бабушке, хотя красиво выглядеть ей очень хотелось?

Ученики. Случай с тётей Маней. Отказалась принять больную сестру бабушки, нуждавшуюся в помощи. В случае с этой ситуацией звучит афоризм: «Иногда мы становимся пациентами своих близких».

Учитель. Зачитайте письмо мамы. (Дети читают.) Стиль высокопарный, пытается оправдать себя, как та женщина , чтоб всё было благородно, по справедливости.

Учитель. Почему мама предложила бабушке остаться в деревне?

Ученики. Она стала больше не нужна: внучка окончательно выздоровела..

Учитель. Верно. А мы знаем любимую формулу мамы: « Нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен. Нужен, пока нужен.» Бабушка нужна была прежде, но уже не нужна сейчас.

Зачитайте строки книги, где говорится, что удар по вере нанесла мама девочке, по вере в то, что за добро надо платить добром.

Помните, чтоб загладить промах, мама встречает бабушку цветами, много говорит, только не об умершей тёте Мане, фото её вешает у бабушки над головой, девочке объявляет, что ей разрешено ходить в «нормальную» школу.

Идёт аналогия с мужчиной в суде: «Все знают, что родителям и детям лучше жить отдельно», –говорит дебелая женщина. Вроде бы, всё верно…

Учитель. Почему мама решила разъехаться с бабушкой? Что явилось главной причиной (не поводом)?

Ученики. Случай с женщиной, принявшей бабушку за маму (мамой Асей звала её Вера). «А вы кем Верочке доводитесь?» – вопрос маме задала любопытная соседка.

Как следствие этого, вечер для профессоров, где не раз звучит фраза, что Анисия Ивановна подарила Вере второе рождение.

Мама в бешенстве: «Что ж ей, памятник поставить?» Папа: «Памятники надо ставить при жизни человека, не в граните и бронзе, а чтоб человек мог…»

Учитель. Здесь автором ставится важный вопрос. Что важнее: дать жизнь, родить или воспитать. Какая мать важнее? Подумайте.

Ученики. Чтобы воспитать человека, надо тратить душевные силы. Это великий труд. Но мама теперь делает всё, чтобы принизить заслуги бабушки в этом труде. Автор пишет: «О подвиге бабушки уже не вспоминали». Намекает, что в роддом, где получена травма, её отвезла бабушка. Возникает мысль, что в борьбе за существование средств не выбирают. Мама перестала быть сама собой…или стала сама собой.

Учитель. Что явилось поводом для того, чтобы разъехаться?

Ученики. Школьное сочинение на тему «Главный человек в моей жизни». Вера написала о бабушке.

Учитель предлагает детям никогда не забывать, что все они тоже будущие отцы и матери.

Стр.7

Учитель. Прочитайте страницу, где мама говорит, словно та женщина в суде: «Всё сделаем по закону, по справедливости». «Как же я без Верочки?»-звучат слова бабушки.

Учитель. А что судья ответила той женщине?

Ученики. Она сказала, что предательство матери – самый страшный грех.

Учитель. А ведь и папа предал бабушку, предал свою мать, которая спасла его дочь, его семью.

Зачитаем последнюю главу. Помолчим немного. Пусть дети переживут потрясение (катарсис)

Вопрос учителя. Какие выводы делаем, прочитав эту повесть?

Дети.

-Надо быть добрым друг к другу.

-Платить добром за добро.

-Высший смысл человеческой жизни – это отдавать себя людям.

-Бездушность к близким может обернуться трагедией. Осознание может прийти слишком поздно.

Учитель. Можно назвать повесть злободневной? Можете ли привести примеры из жизни, схожие с тем, что в прочитанной книге?

Учитель даёт практическое задание.

-В книге многие строки напоминают афоризмы или крылатые выражения. Запишите их в тетради.

Дети пишут пять минут. В конце урока они по очереди читают записанные ими строки.

-Самое страшное, когда человек перестаёт быть собой.

-Судиться с матерью – самое лишнее на земле дело

-Памятники людям надо ставить на земле, нерукотворные.

-Люди не должны жить минувшим горем. Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить.

-Мы можем стать пациентами своих близких.

-Самая отчаянная борьба – это борьба за существование. В ней порой не выбирают средств.

Звенит звонок…

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388325-urok-literatury-po-povesti-agaleksina-razdel-

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.